- Главная
- Публикации
- Кластер автомобильной промышленности: стратегия роста и развития в условиях санкций
Кластер автомобильной промышленности: стратегия роста и развития в условиях санкций
Непростая ситуация, в которую попало российское автомобилестроение из-за введения санкций, заставило отечественные предприятия искать новые пути решения проблем. Прежде всего потребовалась организация четкого взаимовыгодного сотрудничества различных компаний, производящих не только транспорт, но и комплектующие к нему. Именно для налаживания таких связей и был создан кластер автомобильной промышленности, объединивший 184 организации.
История и предпосылки создания кластера
История кластера насчитывает более 8 лет. Предпосылками для создания кластера автомобильной промышленности стали трудности, испытываемые с поставками комплектующих для автомобилей, и сильная импортозависимость отечественных производителей, которые после 2014 оказались в довольно сложной (почти критической ситуации).
Членами Ассоциации автомобилестроителей 12.08.2016 г. было принято решение о создании АПМ «Кластер АП». А 28 декабря 2023 г. АПМ «Кластер АП» был внесен в реестр Минпромторга РФ. Приказ подписал первый заместитель Минпромторга РФ В.С. Осьмаков. АПМ «Кластер автомобильной промышленности» и Минпромторг подписал соглашение о развитии автомобильной промышленности и сегмента производства автокомпонентов 3 марта 2023 г. Это событие было приурочено к началу выпуска новой модели LADA VESTA.
Сход с конвейера первого автомобиля нового поколения состоялся в торжественной обстановке в присутствии Министра промышленности и торговли РФ Д. Мансурова, губернатора Самарской области Д. Азарова и президента АО «АвтоВАЗ» М. Соколова.
Подписанное соглашение предусматривает совместную работу участников кластера по следующим направлениям:
- локализация российского автомобилестроения и производства автокомпонентов;
- развитие сотрудничества и кооперации компаний автомобилестроительной отрасли;
- разработка мер по стимулированию предприятий автомобильной промышленности;
- развитие смежных сегментов рынка и отраслей по производству автокомпонентов;
- расширение экспортной деятельности производителей автотранспорта;
- привлечение инвестиций;
- развитие научно-технической базы автомобилестроения.
Основной задачей кластера АП является внедрение в производство высоких технологий, инновационных проектов и экспертиза предлагаемых проектов.
Географическое расположение и инфраструктура
Кластер АП охватывает 24 региона России. Основу составляют ключевые регионы автомобилестроительной отрасли – Самарская и Калужская области. Участники кластера представлены предприятиями и научно-техническими лабораториями Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновской области, заводами в республике Татарстан.
Инфраструктуру кластера АП можно представить в виде схемы:
Как видно из схемы, инфраструктура содержит 4 основных направления деятельности:
- Промышленная отрасль представлена АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти», индустриальным парком «Преображенка», индустриальным парком «Чапаевск», помимо таких отраслевых гигантов, как АО «АВТОВАЗ», АО «ЛАДА Запад Тольятти», ООО «ЛАДА Ижевск» и других.
- Научно-техническое и образовательное направление включает Тольяттинский и Самарский государственные университеты, компании НИОКР.
- Финансовая составляющая инфраструктуры представлена ПАО «Промсвязьбанк», АО КБ «Солидарность», ПАО «Сбербанк» и др.
- В кластер входят объекты технологической инфраструктуры – центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга, технопарк «Жигулевская долина».
Основные участники и специализация
Условно всех участников кластера АП можно разделить на три взаимосвязанных передела. К 1 категории относятся производители деталей и комплектующих. Среди них можно отметить такие компании:
- АО «АД ПЛАСТИК»;
- АО «АКОМ»;
- «Форесия Аутомотив Девелопмент»;
- «Континентал Калуга»;
- «Федерал-Могул Пауэртрейн Восток»;
- «Спрингс Альянс» и другие.
Второй передел представлен производителями узлов и агрегатов:
- «ВАЛЕО Сервис»;
- «ТПВ РУС»;
- «Рулевые системы»;
- «Брозе Тольятти Автомотив»;
- «ДСК».
И, наконец, в третьем переделе организован окончательный выпуск готовой продукции – автомобилей.
АПМ «Кластер АП» специализируется на развитии российского автопрома и создании новых технологий в области производства комплектующих для автомобилей. В начале 2024 г. в рамках Постановления Правительства РФ № 41 «О возмещении затрат при реализации совместных проектов по производству импортозамещающей продукции» прошел конкурс по одобрению представленных компаниями проектов. Участники кластера АП направили 5 проектов для участия в конкурсе и все представленные конкурсные материалы прошли отбор.
Экономическое значение и вклад автомобильного кластера в развитие инфраструктуры
Нельзя недооценивать значение АПМ «Кластер АП» для тех регионов, где находятся предприятия-участники. Известно, что даже ввод в производстве одного узла автомобиля – это 5-7 рабочих мест на сопряженных предприятиях. За счет создания новых логистических цепочек возрастает нагрузка на перевозчиков, а следовательно, в бюджет поступает больше дорожных налогов.
Вокруг крупных заводов строятся новые микрорайоны для работников и другие объекты инфраструктуры – детские сады, школы, спортивные сооружения. Еще одним важным фактором для экономики является образование вокруг кластеров АП инфраструктуры научно-исследовательских, образовательных и проектных учреждений.
Если рассматривать динамику выручки от деятельности, в 2023 г. она снизилась на 17% до 8,6 млн руб. В большей степени отрицательный прирост связан с резким ростом результатов финансовой деятельности в 2022 г. (с 4,8 млн руб. в 2021 г. до 10,2 млн руб.). За два последние года основные вложения были произведены на научно-технические разработки по импортозамещению.
Как известно, в 2022 г. большинство зарубежных западных производителей ушли с российского рынка. Это создало ряд проблем в отечественном автопроме, так как многие узлы и комплектующие поставлялись из ЕС.
Государственная поддержка и развитие
Для участников кластера предусмотрены льготные программы налогообложения при создании продукции по импортозамещению (налог на прибыль может быть снижен до 3%, а налог на вновь создаваемые объекты имущества до 0%). Кроме того, только за 2024 г. Минпромторг поддержал крупные проекты участников кластера.
Например, разработанный и внедряемый в производство механизм регулировки положения сидений, представленный ООО «Ладапласт-Т». Ранее такие компоненты поставляли производители из США, Канады, Франции и Южной Кореи. Механизмы, которые производит «Ладапласт» могут применяться в комплектации различных типов транспортных средств.
Большой прорыв в производстве бензонасосов осуществил «Старооскольский завод автотракторного электрооборудования имени А.М. Мамонова» (г. Белгород). Помимо высокого уровня автоматизации производства, «СОАТЭ» продемонстрировал отличное качество своей продукции – электробензонасосов и топливоподающих модулей.
Если ранее испытания полного цикла и доводка таких комплектующих проводилась за рубежом, то теперь предприятие развивает собственную производственно-техническую базу. Минпромторг поддержал 2 крупных проекта «Калужского завода автомобильного электрооборудования». По первому проекту «КЗАЭ» создает новую технологию по производству унифицированного электродвигателя для систем охлаждения двигателей (СОД). В рамках программы импортозамещения предприятие разработало собственную технологическую базу для производства электровентиляторов СОД.
По второму проекту на «КЗАЭ» проводится работа по внедрению серийного производства датчиков скорости вращения колеса и систем управления трансмиссией легковых автомобилей. Эти датчики и системы смогу полноценно заменить комплектующие, ранее поставлявшиеся из-за рубежа.
Всего по соглашениям заключенным Минпромторгом (о субсидировании части затрат) и АПМ «Кластер АП» сумма бюджетной поддержки проведения мероприятий НИОКР за 2024 г. составила около 600 млн рублей.
Проблемы и вызовы
Основной проблемой автомобильной промышленности в целом и кластеров в частности является потребность в постоянном обновлении производственной базы. До 2022 г. большинство линий, станков и прочего оборудования представляли собой иностранные машины. Уже к середине 2022 г. возникли трудности с ремонтом и заменой устаревших производственных мощностей.
Вторым вызовом для кластеров АП стала низкая конкурентоспособность отечественных комплектующих для автопрома. При практически равных ценах с зарубежными аналоги у покупателей есть претензии к качеству продукции. По-прежнему на предприятиях автопрома низкий уровень автоматизации процессов, что снижает производительность труда и увеличивает энергоемкость производства.
Именно объединение всей цепочки производителей автомобилестроительной отрасли в кластеры и программа государственной поддержки должна привести к достижению цели – локализации российского автопрома.