- Главная
- Публикации
- Промышленные кластеры в России: как бизнес объединяется для роста и устойчивости
Промышленные кластеры в России: как бизнес объединяется для роста и устойчивости
В период экономической нестабильности и высоких ставок по кредитам довольно сложно искать финансовые средства для развития бизнеса. А сегодняшняя ситуация требует быстрого реагирования на изменение спроса, технологий и конкуренцию. Одной из форм государственной поддержки для самой уязвимой группы компаний – предприятий малого и среднего бизнеса – стало создание кластеров. Такое объединение не только позволяет укрепить взаимосвязи между партнерами, но и создать замкнутую цепочку производства – от сырья, материалов и комплектующих до конечного продукта.
Что собой представляют промышленные кластеры
Идея создания кластеров не нова, само определение промышленного кластера было установлено на федеральном уровне, законом от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ. По своей сути промышленный кластер – объединение промышленных предприятий, производящих взаимозависимую продукцию. Например, в производстве мебели нужно использовать основу – дерево, МФУ, ДВП, лакокрасочные материалы, фурнитуру и т. п. То есть в кластер можно объединить ряд компаний:
- производителей сырья и материалов;
- производителей вспомогательных составляющих (краска, отделочные материалы, механизмы наполнители);
- компанию по выпуску готовой продукции;
- оптовых и розничных торговцев.
При этом в зависимости от специфики производственной деятельности резиденты кластера могут находится в разных регионах России, но всегда связаны партнерскими отношениями.
Когда в 2014 г. против России были введены первые санкции, многие отрасли промышленности оказались в критическом положении, так как оборудование и большая часть вспомогательных материалов поставлялись из стран ЕС, США и Канады.
Государство среагировало достаточно быстро, и вслед за Законом о кластерах, регулирующем их создание и функционирование, в июле 2015 г. было принято Постановление Правительства РФ № 779, касающееся непосредственно промышленных кластеров. На сегодняшний день – это самая большая группа объединений по направлениям деятельности.
К 2023 г. в специальном реестре Минпромторга числилось 47 промышленных кластеров. Есть специальная Карта кластеров РФ, где можно посмотреть информацию по различным объединениям компаний:
- регион местонахождения;
- год регистрации кластера;
- специализацию;
- число резидентов;
- стадию развития кластера.
Основным преимуществом членства в кластере являются государственные преференции: от упрощения процесса сертификации продукции до финансового субсидирования, на чем мы остановимся позже.
Крупнейшие промышленные кластеры и направление деятельности
Самыми крупными кластерами по количеству резидентов являются Камский инновационный территориально-производственный кластер (Республика Татарстан) – 213 резидентов и Нефтехимический территориальный кластер Республики Башкортостан – 211 резидентов.
Камский ИТПК представляет собой объединение нефтеперерабатывающей, химической и автомобильной промышленности. С 2012 г. объединил в себе предприятия различных направлений – от нефтеперерабатывающих гигантов до производителей шин. Якорными предприятиями кластера выступают:
- нефтеперерабатывающие предприятия: ОАО «ТАИФ-НК», АО «ТАНЕКО», ПАО «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ»;
- производитель шин ПАО «ТАТНЕФТЬ»;
- производитель удобрений АО «АММОНИЙ»;
- автомобилестроительное предприятие ПАО «КАМАЗ».
Территориально Камский ИТПК расположен в шести муниципальных районах региона.
Второй по величине промышленный кластер – Нефтехимический территориальный кластер Республики Башкортостан (НТКРБ), специализируется в области развития новых технологий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и производстве нефтехимии.
Территориально НТКРБ располагается в 4 муниципальных районах Башкортостана. Якорными предприятиями кластера являются:
- ООО «Пром-инжиниринг»;
- ООО «Юрал Минералс»;
- ООО «Трэм-сервис»;
- ООО «РТП НПФ»;
- ООО «Эластпром».
С момента введения санкций резидентами кластера при поддержке Минпромторга РФ и властей республики Башкортостан была принята Программа развития кластера на 2014-2016 г. с общим объемом финансирования 52,1 млрд руб. (часть финансирования осуществлялась за счет средств федерального и регионального бюджетов, а часть из внебюджетных капиталовложений).
По словам вице-премьера республики Дмитрия Шаронова, целью создания этого объединения было создание единой структуры промышленного потенциала региона: добывающие предприятия, предприятия по транспортировке сырья, перерабатывающие компании, производителей готовой продукции и научные учреждения, занимающиеся разработкой новых технологий (Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан).
На сегодняшний день в кластере действует Центр коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию малотоннажной нефтехимии с возможностью проведения до 50 тысяч исследований в год. В каждой промышленной отрасли есть свои лидеры – кластеры, объединяющие предприятия определенного направления. Основные экономические отрасли, в которых действует наибольшее количество кластеров:
- деревообработка (включая целлюлозно-бумажное производство);
- промышленные биотехнологии;
- станкостроение;
- авиастроение;
- судостроение;
- автомобилестроение;
- производство строительных материалов;
- металлургия, металлообработка;
- химическое производство.
Большинство промышленных кластеров основаны в 2014-2016 гг. При этом географически предприятия – резиденты – могут находится в разных субъектах РФ, что позволяет создавать новые логистические цепочки и расширять рынки сбыта.
Господдержка
За 2016-2018 гг. и в 2021 г. Минпромторг поддержал 16 проектов, разработанных промышленными кластерами с общим объемом капитальных вложений 23,4 млрд руб. (из бюджета на их реализацию было выделено 2,3 млрд руб., 21,1 млрд руб. составили внебюджетные инвестиции).
Ужесточение санкционного давления в 2022 г. породило ответную реакцию государства. В декабре 2022 г. было принято Постановление Правительства РФ № 2407 о льготном режиме налогообложения для предприятий – резидентов промышленных кластеров.
С 1 января 2023 г. требования к созданию кластеров и порядок принятия проектов, разработанных участниками промышленных кластеров несколько ужесточились. Тем не менее, теперь участники одобренных проектов могут претендовать на субсидию до 150 млн руб. на возмещение до 50% расходов по приобретению стартовых партий комплектующих производимых резидентами кластера. В 2023-2024 г. льготы для участников промышленных кластеров значительно расширены. Теперь для резидентов доступно льготное кредитование (до 1/3 от ключевой ставки ЦРБ).
Согласно перечню продукции, утвержденному Минпромторго, производители могут получить до 20% стоимости инвестпроекта софинансирования. Снижена ставка страховых взносов с ФОТ работников, занятых в проектах по СПИК.1.0 до 7,6%. Упрощено администрирование международной деятельности для целей налогового и таможенного мониторинга.
В 2024 г. на поддержку проектов, разработанных промышленными кластерами, выделено 436 млн руб. из федерального бюджета. Изменение мер государственной поддержки привело к положительной динамике по созданию промышленных кластеров. Это хорошо видно из диаграммы:
Местные власти могут оказать дополнительные меры поддержки промышленных кластеров.
Проблемы развития
Следует отметить, что за почти 12 лет истории промышленных кластеров, 85% объединений так и находятся на начальной стадии развития. Из 47 промышленных кластеров только 3 имеют высокий уровень развития и 4 кластера – средний. Эксперты подчеркивают географическое отличие местонахождения кластеров от мест сосредоточения индустриальных парков и локаций технологического назначения. Большинство кластеров находятся в ЦФО и Приволжском ЦО.
Низкий уровень оснащенности предприятий-резидентов не привлекает инвесторов к участию в проектах. Поэтому в 2023 г. в кластеры было привлечено всего 48 млрд руб. внебюджетных инвестиций. А число участников составляет 1431 предприятие (7% от промышленного потенциала РФ). Тогда как в экономически развитых странах уровень кластеризации превышает 50% (и по количеству резидентов, и по объемам производства).
Вторым противоречием кластерной политики РФ является тот факт, что значительная часть субсидий выделяется из регионального бюджета, а выгоду получает федеральный бюджет. Основное число предприятий предпочитают работать по-старому, не зная или не понимая перспектив участия в кластере.
Перспективы развития
Кластеризация, помимо экономического эффекта, имеет большое влияние на социальную обстановку в регионах. Объединенные предприятия создают новые рабочие места и повышают доходы населения. По результатам исследования, в 2/3 регионах выявлена прямая зависимость – высокий уровень кластеризации порождает высокое социально-экономическое развитие региона.
Увеличение числа промышленных кластеров позволяет решить экономические задачи:
- Усиление взаимодействия между властью и бизнесом;
- Увеличение инвестиционной привлекательности региона;
- Создание новых рабочих мест;
- Прирост налоговых поступлений в бюджет.
Поэтому для развития высокотехнологичных производственных объединений необходимо проводить планомерную работу в поддержке бизнеса.