- Главная
- Публикации
- Роль транспортно-логистических кластеров в развитии региональной экономики России
Роль транспортно-логистических кластеров в развитии региональной экономики России
Транспортно-логистический кластер (ТЛК) является важным элементом современной экономической системы. Ведь без него функционирование многих предприятий просто невозможно. Сам кластер объединяет различные отрасли и учреждения, которые связаны между собой через общую производственную цепочку, а также общие инфраструктуру и ресурсы.
Общая характеристика кластера
Основное назначение ТЛК – это обеспечение эффективного функционирования транспортной инфраструктуры и логистики. В состав кластера входят:
- Предприятия: транспортные компании, складские комплексы, терминалы, операторы грузоперевозок.
- Научно-исследовательские центры: институты, занимающиеся разработкой инновационных решений в области транспорта и логистики.
- Образовательные учреждения: университеты, колледжи, учебные центры, готовящие специалистов для работы в сфере транспорта и логистики.
- Инфраструктура: дороги, мосты, порты, аэропорты, железнодорожные узлы и другие элементы транспортной сети.
Кластерный подход позволяет участникам координировать свои действия, обмениваться знаниями и ресурсами, что способствует повышению эффективности всей системы.
Географическая привязка
Несмотря на выгодное географическое положение и доступ России к четырем транспортным коридорам, развитие логистических кластеров сосредоточено лишь в ограниченном числе регионов. Успешные примеры формирования транспортно-логистических кластеров можно наблюдать в Санкт-Петербурге, где создан кластер Северо-Запада России, а также в Самарской области, где кластерный подход интегрирован в Стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года, включая развитие кластера транспортной логистики.
Перспективы для формирования подобных кластеров просматриваются в Новосибирской и Астраханской областях. Новосибирск, являясь крупнейшим стратегическим транспортным узлом Западной Сибири, расположен на пересечении ключевых транспортных направлений. Астрахань занимает стратегическое положение на коридорах «Север-Юг» и «Запад-Восток». В Новосибирской области драйвером развития логистического кластера выступает высокий уровень инноваций, сосредоточенных вокруг научно-производственного кластера «Сибирский наукополис». Астраханская область, имея выход к Каспийскому морю, становится важным центром международных транспортных маршрутов.
Направления деятельности
К основным направлениям можно отнести:
- Транспортно-экспедиторские услуги;
- Таможенные и брокерские услуги;
- Авиа- и ж/д перевозка пассажиров и грузов;
- Морской и речной флот;
- Профильные вузы;
- Разработка информационных технологий в сфере логистики;
- Инжиниринг и строительство.
Целью кластера является создание конкурентоспособной транспортно-логистической отрасли региона и укрепление позиций логистических предприятий и объектов, а также улучшение качества логистического обслуживания.
Ключевые игроки и экономический потенциал
Крупные компании и лидеры рынка
Как и в случае с другими кластерами, основу ТЛК составляют крупные компании. Например:
- «Российские железные дороги» (РЖД);
- «Аэрофлот»;
- «ТрансКонтейнер»;
- «Совкомфлот» и пр.
Эти компании обеспечивают основную часть грузовых и пассажирских перевозок, а также играют важную роль в формировании стратегии развития ТЛК.
Инфраструктурные объекты
Они составляют основу кластера. Ведь основная задача ТЛК состоит в обеспечении бесперебойной поставки грузов. А выполнить ее, не имея развитой инфраструктуры, в принципе невозможно.
Здесь можно выделить:
- Автомагистрали (по которым идет основной поток доставки грузов).
- ЖД (позволяют перемещать объемные товары на больше расстояние).
- Морские и речные линии (благодаря им осуществляются международные перевозки крупных партий грузов).
- Складские комплексы (выполняют роль перевалочных пунктов).
Сюда же можно отнести и топливно-заправочную инфраструктуру. Ведь без горючего современный транспорт просто не сдвинется с места.
Этот список не исчерпывающий. Конкретные объекты могут варьироваться в зависимости от географического расположения и специализации кластера. Однако он дает представление о том, какая инфраструктура необходима для полноценного функционирования транспортно-логистического кластера.
Научные и образовательные учреждения
Они занимаются подготовкой квалифицированных кадров и проведением исследований, направленных на улучшение качества транспортных услуг.
Научные учреждения:
- ИПТРАН: Занимается исследованием и развитием транспортных систем, анализирует транспортные потоки и разрабатывает модели оптимизации логистики.
- ЦНИИС: Проводит исследования в области проектирования, строительства и эксплуатации транспортных сооружений, включая мосты, тоннели и дорожные покрытия.
- Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН): Исследует вопросы управления в контексте транспортной логистики, разрабатывая алгоритмы и программные продукты для оптимизации транспортных потоков.
Образовательные учреждения:
- МГТУ: Здесь есть программы подготовки инженеров и специалистов в области транспорта и логистики.
- СПбПУ: Обучает студентов по направлениям, связанным с транспортом, логистикой и управлением цепями поставок, а также проводит исследования в этих областях.
- КАИ: Готовит специалистов в области авиастроения и аэрокосмической инженерии, что важно для воздушного сегмента транспортно-логистического кластера.
- СФУ: Предлагает программы обучения в области логистики и управления цепями поставок, а также участвует в исследованиях, связанных с региональными особенностями Сибири и Дальнего Востока.
Многие из перечисленных учебных заведений активно сотрудничают с предприятиями и организациями, входящими в транспортно-логистический кластер, участвуя в совместных проектах, стажировках студентов и реализации программ дополнительного профессионального образования. Такие партнерства позволяют совместить академическую науку и практическую деятельность, ускоряя внедрение инноваций и повышая квалификацию работников.
Таким образом, научные и образовательные учреждения вносят важный вклад в развитие ТЛК, обеспечивая его кадровыми ресурсами и новыми технологиями.
Роль кластера в экономике региона и страны
ТЛК оказывает существенное влияние как на отдельно взятые субъекты РФ, так и на всю страну в целом. Его вклад в ВРП может составлять до 10-15% в некоторых регионах, особенно тех, где расположены крупные транспортные узлы. На национальном уровне кластер обеспечивает движение товаров и ресурсов, способствуя развитию других отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Благодаря тому, что кластер постоянно развивается, он способствует увеличению числа рабочих мест в различных регионах страны (т.к. ежегодно появляются новые предприятия, которым необходимы сотрудники). Уровень занятости в регионе, где расположены учреждения ТЛК, обычно выше среднего (если брать общую статистику по РФ).
Транспортно-логистические кластеры постоянно реализуют различные проекты, для которых требуется поток инвестиций. Т.к. многие из них выполняются в рамках государственных программ, то ТЛК считается привлекательной сферой для инвестиций (как официальных, так и частных лиц). Более того, предприятия кластера, благодаря специфике своей деятельности, могут рассчитывать на получения помощи в виде грантов, субсидий, налоговых льгот и пр.
Текущие проблемы и вызовы
Транспортно-логистический кластер активно развивается. Но, как и многие другие отрасли, в современных условиях он сталкивается с типовыми проблемами:
- Внешнеполитическое давление. После 2022 года были прекращены поставки многих товаров и комплектующих, которые ранее применялись предприятиями, входящими в состав кластера. Из-за этого возникли определенные проблемы с функционированием некоторых учреждений. Кроме того, сейчас наблюдаются сложности с международными перевозками.
- Логистические трудности. Транспортная инфраструктура многих регионов сильно изношена. Конечно, в рамках федеральных проектов, регулярно создаются новые магистрали (например, недавно построенная М12, которая связала Москву и Казань). Но в отдаленных регионах (особенно Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока), ситуация по-прежнему остается удручающей. Из-за этого возникают сложности с поставкой грузов даже внутри РФ.
- Технологическая зависимость. В последние 20-30 лет большинство технологий, материалов и пр. поставлялось из-за рубежа. Сейчас, по понятным причинам, это уже невозможно. Поэтому предприятия ТЛК вынуждены в кратчайшие сроки искать варианты импортозамещения.
Для преодоления этих трудностей разрабатываются меры, включая модернизацию инфраструктуры, обучение персонала и разработку собственных технологических решений.
Перспективы и планы развития
Они в первую очередь связаны с реализацией целого ряда стратегических проектов:
- Модернизация транспортной инфраструктуры. Строительство новых дорог, мостов, портовых комплексов и железнодорожных линий позволит улучшить качество услуг по перевозке грузов.
- Повышение экспортного потенциала. Речь идет о развитии международных транспортных коридоров и увеличение объемов экспорта товаров и услуг в дружественные государства.
- Внедрение новых технологий. Использование инновационных решений (цифровые платформы, ИИ, беспилотные технологии и пр.) не только делают доставку грузов менее дорогостоящей, но и повышают ее безопасность (т.к. техника не может сделать «человеческих ошибок»).
Стратегическими целями являются укрепление позиций России на мировом рынке транспортных услуг, повышение конкурентоспособности отечественного производства и улучшение качества жизни населения за счет улучшения транспортной доступности отдаленных регионов.
Сейчас Россия взяла курс на полное импортозамещение. Это касается и ТЛК, предприятия которого постепенно начинают переходить на отечественные материалы, технологии и комплектующие. Поэтому эксперты предполагают, что в таких условиях кластер будет стабильно развиваться.
Заключение
Транспортно-логистический кластер играет важную роль в развитии национальной экономики и внешней торговли. Его успешное функционирование зависит от скоординированных действий всех участников, государственной поддержки и внедрения современных технологий. Но даже в современных условиях ТЛК продолжает оставаться одним из тех инструментов, которые способствуют стабильному росту экономики РФ. Ведь без него невозможно функционирование большинства современных предприятий.