- Главная
- Публикации
- Особая экономическая зона: цели создания, типы и преимущества
Особая экономическая зона: цели создания, типы и преимущества
Особые экономические зоны – это территории наиболее перспективного развития бизнеса. Сегодня они на слуху у каждого сведущего в актуальных экономических тенденциях предпринимателя. Связано это и с широко раскрывающимися возможностями, которые возникают благодаря наличию в них множества налоговых льгот и преференций.
Определение ОЭЗ
Особая экономическая зона, ее ещё именуют свободной экономической зоной (ОЭЗ или СЭЗ), представляет собой ограниченную по площади территорию, обладающую специальным юридическим статусом в сравнении с другими территориями государства. Понятие ОЭЗ можно встретить:
- в правовой системе Российской Федерации;
- в ряде научных изданий (учебники, статьи, публикации);
- в рамках разнообразных систем и терминологий, опирающихся на такие понятия, как «комплексная экономическая зона» и «зона свободной торговли» в рамках классификации торговых ОЭЗ и в качестве степени интеграции по Б. Балашша;
- у некоторых англоязычных авторов.
Ввиду того, что в упоминаемых источниках нет единообразия в понимании рассматриваемого термина, будем опираться на российское законодательство, оперирующее обобщённым понятием – «особая экономическая зона».
Краткая история возникновения и развития ОЭЗ
Первая в современном понимании этого слова индустриальная особая экономическая зона начала функционировать в 1959 году на территории Ирландии в аэропорту Шаннон. Ее целью стало создание новых компаний и открытие дополнительных рабочих мест. В несколько ином виде ОЭЗ существовали и значительно ранее. Так, в качестве морских портов, обеспечивающих своих деловых партнёров льготным таможенным режимом, они стали широко распространяться по всему миру ещё в XVIII веке.
Практика подобного рода широко прижилась. И к 1986 году, согласно данным Международной организации труда, в 47 государствах мира организовано 176 ОЭЗ. К началу нынешнего тысячелетия в 130 странах их насчитывалось уже 3,5 тысячи. Благодаря ОЭЗ к 2014 году были трудоустроены 66 млн человек, освоившие выпуск экспортной продукции ежегодно на 600 млрд $.
К сожалению, первый опыт создания такого рода территорий (зон свободного предпринимательства и свободных экономических зон) в РСФСР оказался неудачным. На рубеже 1990-1991 годов были сформированы свыше десяти ОЭЗ, в списке которых состояли:
- СЭЗ «Находка» из Приморского края;
- «Даурия» на территории Читинской области;
- «Янтарь» из Калининградской области;
- «Садко» в Новгородской области.
Однако, не получив в условиях финансового кризиса должной финансовой поддержки, многие из них оставались лишь на бумаге.
С 1992 года происходило формирование зон как федерального уровня – внешнеторговых и свободных таможенных, так и выступавших в роли внутренних офшоров низконалоговых территорий регионального значения. Но в условия несовершенства законодательства того периода всё это приводило в наибольшей степени лишь к незаконным финансовым действиям и к неправомерной налоговой оптимизации, выражением чего подчас становился значительный финансовый ущерб, наносимый российской экономике. К примеру, на ЗАТО «Байконур» убытки составил 22 млрд рублей, что было эквивалентно 0,22% тогдашнего ВВП.
Нормативно-правовая база, государственный контроль, общественно-информационная поддержка
Сложившееся положение дел, часто приводившее к длительным юридическим разбирательствам, не могло устраивать государственно-правовые структуры. Результатом этого стало принятие 22 июля 2005 года Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», регламентирующего процессы создания и функционирования ОЭЗ. Параллельно с этим ликвидированы практически все до того момента времени существовавшие особые экономические зоны. Исключение составили лишь созданная в 1996 году Калининградская ОЭЗ «Янтарь» и сформированная в 1999 году Магаданская зона. С тех пор деятельность этих площадок осуществляется на основе отдельных законодательных актов.
Для дальнейшего развития территорий, наделённых особым юридическим статусом, специально организована управляющая компания (в роли единственного акционера выступает государство) – АО «Особые экономические зоны». На общественно-деловом уровне начинание активно поддерживается созданным в 2011 году некоммерческим партнёрством «Ассоциацией кластеров, технопарков и ОЭЗ России» (АКИТ РФ), объединяющей в себе к 2023 году свыше 110 организаций и субъектов РФ. С 2017 года Ассоциация совместно с Минэкономразвития РФ приступила к ежегодным публикациям бизнес-навигатора «Особые экономические зоны России», электронные версии которого можно увидеть на 56 официальных интернет-сайтах.
Типы ОЭЗ и цели их создания
На сайте Министерства экономического развития Российской Федерации сообщается о функционировании 50 ОЭЗ на территории нашей страны. Хотя вполне возможно, что информация не актуализирована на текущий момент времени, так как иные источники говорят о работе 56 зон. По данным Федеральной налоговой службы, 1 июля на территории новых субъектов РФ (Луганская и Донецкая народная республики, Запорожская и Херсонская области) создана свободная экономическая зона. Её органами управления выступают Минстрой России, а также управляющая компания – ППК «Фонд развития территорий».
Согласно действующему в РФ законодательству, в пределах нашей страны могут осуществлять экономическую деятельность лишь 4 типа особых экономических зон:
- ОЭЗ производственно-промышленного типа, направленные на изготовление, переработку и реализацию продукции. Минэкономразвития России сообщает, что, по состоянию на 1 июля 2023 года, насчитывалось 31 ОЭЗ ППТ. Количество резидентов – 367 организаций.
- ОЭЗ технико-внедренческого типа, основная цель деятельности –осуществление инноваций в сфере изготовления научно-технической продукции. К началу второго полугодия 2023 года в 7 ОЭЗ ТВТ было зарегистрировано 516 компаний-резидентов.
- ОЭЗ туристско-рекреационного типа создаются для развития туризма и санаторно-курортной деятельности. В 10 ОЭЗ ТРК к июлю 2023 года числилось 111 резидентов.
- Портовые ОЭЗ предназначены для улучшения положения дел в строительстве судов и судоремонте, а также для налаживания новых логистических цепочек. На указанную для всех российских особых экономических зон дату статус резидента в 2 ПОЭЗ получила 51 организация.
Конечно же, основной целью создания зон является развитие экономики страны, но если рассматривать этот вопрос более конкретно, а именно с позиций ст. 3 закона «Об особых экономических зонах в РФ», то можно видеть, что предназначены они непосредственно для развития:
- обрабатывающих отраслей;
- высокотехнологичных отраслей;
- туризма и санаторно-курортной сферы;
- портовой и транспортной инфраструктур.
Также такие площадки создаются для разработки технологий и коммерциализации их результатов и с целью производства новых видов продукции.
Статус резидента, преимущества и риски
Процедура получения статуса резидента стандартна, однако в каждой конкретной ОЭЗ могут иметься свои особенности. Обычно она включает:
- Регистрацию заинтересованного в этом юридического лица на территории зоны.
- Заполнение специальной анкеты.
- Подачу заявки, сопровождаемую необходимым комплектом документов, в региональный исполнительный орган власти.
- Прохождение экспертизы в течение 40 дней с последующим уведомлением о принятом решении, направляемом заявителю в течение 5 дней.
- Заключение с региональным подразделением Минэкономразвития соглашения об осуществлении экономической деятельности на территории ОЭЗ.
- Получение свидетельства о регистрации в статусе резидента.
- Подписание договоров аренды требуемых площадей.
Обретение статуса резидента даёт налоговые и таможенные льготы, льготные цены на арендуемые участки и помещения, а также на выкупаемую землю. Помимо этого, благодаря принципу одного окна в значительной степени снимаются административные барьеры.
Организация резидентства внутри особой экономической зоны связана с определёнными рисками. Они определяются такими факторами, как накладываемыми на резидентов зональными требованиями (с ними можно ознакомиться на сайтах особых экономических зон), спецификой региона и видом планируемой деятельности.
Российская внедренческая практика
Несмотря на все сложности, трудности, проблемы и риски, опыт функционирования ОЭЗ на территории нашей страны признан экспертами успешным, но пока ещё недостаточно масштабным и значимым для отечественной экономики. По данным Министерства экономического развития РФ:
- в 50 действующих ОЭЗ зарегистрировано 1128 резидентов, из них 123 организации – компании с участием иностранного капитала из 36 государств;
- за время своей деятельности было заявлено инвестиций на 6 трлн рублей, а непосредственно вложено 989 млрд рублей;
- трудоустроено 66 тыс. человек с перспективой дальнейшего обеспечения рабочими местами в качестве требуемого персонала ещё 118 тыс. лиц;
- государственный бюджет (налоги, сборы, взносы) пополнен на 368 млрд рублей.
Ежегодно на своём сайте Минэкономразвития России размещает список наиболее привлекательных в инвестиционном отношении зон (за исключением ОЭЗ ТРК). По итогам 2020 года места в нём распределились следующим образом.
Промышленно-производственные и портовые ОЭЗ:
- «Липецк» из одноимённой области.
- «Алабуга» – Республика Татарстан.
- «Моглино» – Псковская область.
- «Ульяновск» – Ульяновская область.
- «Тольятти» – Самарская область.
- «Титановая долина» – Свердловская область.
Технико-внедренческие ОЭЗ:
- «Ступино квадрат» – Московская область.
- «Технополис «Москва» из столицы.
- «Дубна» – Московская область.
- «Санкт-Петербург» из одноимённого города РФ.
- «Иннополис» – Республика Татарстан.
Форум в Липецке
Первый в России Международный форум особых экономических зон проходил с 28 по 30 сентября 2023 года в Липецке. Несложно предположить, что место его проведения было выбрано ещё и для ознакомления участников с наиболее передовым опытом в деле формирования ОЭЗ на территории Российской Федерации. Помимо 200 отечественных представителей, участие в форуме приняли официальные лица и бизнесмены из Армении, Беларуси, Ирана, Узбекистана, Таджикистана, ОАЭ.
Из наиболее важных достижений можно отметить:
- проработку процесса «запуска программы льготного кредитования для создания готовых производственных площадей», направленного на поддержку управляющих компаний;
- представление 26 региональными управленческими командами 11 проектов, направленных на создание ОЭЗ, и 16 проектов на дальнейшее развитие уже существующих ОЭЗ.
Подобные факты лишний раз подтверждают необходимость дальнейшего создания и развития особых экономических зон на территории Российской Федерации.
Переработка полимеров, Автомобилестроение, Строительные материалы, Композитные материалы
Количество резидентов: 67
Энергетическоеоборудование, Бытоваятехника, Медицинскоеоборудование, Автомобилестроение
Количество резидентов: 55
Автокомпоненты, Железнодорожное оборудование, Электротехника, Строительные материалы
Количество резидентов: 17
Авиационная промышленность, Медицинское оборудование, Радиоэлектронное оборудование, Обслуживание и ремонт воздушных судов
Количество резидентов: 47
Автомобилестроение, Продукция машиностроения, Строительные материалы, Товары массового потребления
Количество резидентов: 30
Металлургия, Авиастроение, Деревообработка, Медицинская промышленность, Производство строительных материалов, Производство изделий из титана, Машиностроение (приборостроение и станкостроение)
Количество резидентов: 23
Пищевая промышленность, Легкая промышленность, Медицинское оборудование, Электроника
Количество резидентов: 13
Микроэлектроника, оптика и электронная аппаратура, Энергоэффективность, Информационно-коммуникационные технологии, Современные материалы и нанотехнологии, Медицинские технологии, оборудование и биофарма, Высокотехнологичное производство
Количество резидентов: 94
Фармацевтика и биотехнологии, Микроэлектроника, Приборостроение и новые материалы, Информационные технологии и телекоммуникации
Количество резидентов: 164
Информационные технологии и телекоммуникации, Микроэлектроника, Фармацевтика и биотехнологии, Приборостроение и новые материалы
Количество резидентов: 68